Экологические услуги, отчетность, проекты, паспортизация, лицензирование

ЭКОЛАЙН

экологическое сопровождение предприятий

+7 343 207 44 57

 ecoline2006@inbox.ru

 

 

Экологическое сопровождение предприятий малого и среднего бизнеса

 

    Экологическое сопровождение – это комплекс услуг по обеспечению предприятия необходимой экологической документацией и отчетности в соответствии с требованиями законодательства. Особенно актуально для малого и среднего бизнеса с небольшими масштабами воздействия на окружающую среду.

 

      Преимущества экологического сопровождения:

- Экономия ресурсов: нет необходимости содержать штатного эколога

- Профессиональное сопровождение: работа с опытными специалистами

- Своевременная отчетность: все документы сдаются в установленные сроки

- Минимизация рисков: снижение вероятности ошибок и штрафов

- Комплексный подход: все экологические вопросы решаются централизованно

 

     Основные услуги экологического сопровожденияДокументационное о

 

- Обеспечение:необходимой документацией

- Подготовка приказов и инструкций

- Оформление паспортов и журналов

- Формы статистической отчености 2-ТП (отходы, воздух, водхоз), 4-ОС, 4-ЛС

- Декларация о плате за НВОС

- Отчетность РОП (

- Отчетность об обращении с отходами

- Контроль и аудит

- Организация производственного контроля

- Контроль реализации природоохранных мероприятий

 

Штрафные санкции

За отсутствие отчетности:

Для должностных лиц: 10 000-20 000 рублей

Для юридических лиц: 20 000-70 000 рублей

 

При возникновении вопросов или сложностей рекомендуется своевременно обращаться к специалистам для корректировки действий и минимизации рисков.

 

 

 

Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

 

     Общие положения

 

ПНООЛР – это документ, устанавливающий нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Разработка проекта регламентируется Федеральным законом №89-ФЗ от 24.06.1998.

 

     Кто обязан разрабатывать

 

С 2019 года проект обязаны разрабатывать предприятия, I и II категории.

 

     Основные этапы разработки:

Оценка источников образования отходов

Проведение лабораторных исследований

Расчет нормативов образования отходов

Определение ежегодных объемов выбросов

Обоснование количества отходов для обезвреживания и хранения

Срок действия проекта - 5 лет.

 

     Штрафные санкции

За отсутствие проекта ПНООЛР предусмотрены штрафы:

Для должностных лиц: 10 000 - 30 000 рублей

Для ИП: 30 000 - 50 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток

Для юридических лиц: 100 000 - 250 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток

 

     Своевременная разработка ПНООЛР позволяет избежать штрафов и обеспечивает легальное обращение с отходами на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвентаризация источников выбросов

 

      Инвентаризация источников выбросов – это обязательный процесс учета и контроля загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников предприятий. Она необходима для экологического надзора, разработки нормативов ПДВ (предельно допустимых выбросов) и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

 

       Основные нормативные акты, регулирующие проведение инвентаризации выбросов:

Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 22, 30) – устанавливает обязанность предприятий проводить инвентаризацию источников выбросов.

Федеральный закон № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 22) – требует разработки и соблюдения нормативов ПДВ.

Постановление Правительства РФ № 1830 (2021 г.) – утверждает правила инвентаризации выбросов загрязняющих веществ.

Приказ Минприроды РФ № 352 (2020 г.) – определяет порядок проведения инвентаризации и отчетности.

 

     Кто обязан проводить инвентаризацию?

Все предприятия, имеющие стационарные источники выбросов (котельные, производственные линии, склады ГСМ и др.), должны:

Проводить первичную инвентаризацию перед началом работы.

Обновлять данные не реже 1 раза в 5 лет (или при изменении технологического процесса).

Сдавать отчетность в Росприроднадзор или региональные экологические органы.

 

     Ответственность за отсутствие инвентаризации

Если предприятие не проводит инвентаризацию или нарушает сроки, это грозит штрафами:

Для должностных лиц – от 5 000 до 20 000 руб. (ст. 8.1, 8.5 КоАП РФ).

Для ИП – от 30 000 до 50 000 руб.

Для юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. (или приостановка деятельности до 90 суток).

 

     Инвентаризация промышленных выбросов – обязательная процедура для предприятий. Ее отсутствие ведет к крупным штрафам и рискам при проверках. Чтобы избежать проблем, следует своевременно проводить учет выбросов и подавать отчетность в контролирующие органы.

 

 

Разработка проекта нормативов допустимых выбросов (ПДВ): требования, законы и штрафы

 

     Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) – это документ, устанавливающий предельные объемы загрязняющих веществ, которые предприятие может выбрасывать в атмосферу без вреда для окружающей среды и здоровья людей. Его разработка обязательна для предприятий, имеющих стационарные источники выбросов

 

     Основные нормативные акты, регулирующие разработку ПДВ:

Федеральный закон № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 12, 14, 22)

Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 22, 30)

Постановление Правительства РФ № 1830 (2021 г.)

Приказ Минприроды РФ № 581 (2020 г.)

 

     Кто обязан разрабатывать проект ПДВ?

Проект ПДВ необходим для предприятий, которые:
Имеют стационарные источники выбросов (котельные, производственные цеха, сварочные посты, склады ГСМ и др.).
Используют вещества I–III классов опасности (например, формальдегид, бенз(а)пирен, диоксид серы).
Расположены в зонах с особыми экологическими условиями (города, природные заповедники).

 

     Ответственность за отсутствие проекта ПДВ

Если предприятие не разработало и не согласовало проект ПДВ, это считается нарушением экологического законодательства и влечет:

Административные штрафы (по КоАП РФ):

для должностных лиц и ИП от 5000 до 20000 руб. ст. 8.1, 8.5 (ИП- ст. 8.21)

для юридических лиц от 100000 до 250000 ст. 8.21

так же возможна приостановка деятельности предприятия до устранения нарушений.

 

     Проект ПДВ – обязательный документ для предприятий с выбросами в атмосферу. Его отсутствие приводит к крупным штрафам, приостановке работы и экологическим искам. Чтобы избежать проблем, необходимо своевременно разработать и согласовать проект с контролирующими органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

 

     Что такое ПЭК?

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) – это документ, который обязаны разрабатывать и соблюдать предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). ПЭК регламентирует порядок контроля за выбросами, сбросами, отходами и другими аспектами экологической безопасности.

 

     Основные законы и акты, регулирующие ПЭК:

ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» (ст. 67) – обязывает предприятия проводить ПЭК.

Приказ Минприроды №74 от 28.02.2018 – устанавливает требования к содержанию программы.

ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха» – регулирует контроль выбросов.

ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» – нормирует обращение с отходами.

 

     Кто обязан разрабатывать ПЭК?

Программа требуется предприятиям, которые:

имеют I, II или III категорию НВОС (согласно Постановлению Правительства №2398 от 31.12.2020);

осуществляют выбросы, сбросы, образуют отходы;

используют природные ресурсы (вода, лес, недра).

 

     Штрафы за отсутствие или нарушение ПЭК

Нарушение экологического законодательства влечет административную и даже уголовную ответственность:

Отсутствие ПЭК – штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:

для юридических лиц – 20–80 тыс. руб. (повторно – до 200 тыс. руб.).

Несоблюдение норм выбросов/сбросов – штраф по ст. 8.21 КоАП РФ:

для юрлиц – 80–250 тыс. руб. или приостановка деятельности.

Нарушение обращения с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ) – 100–250 тыс. руб.

Уголовная ответственность (ст. 247, 250 УК РФ) – если загрязнение привело к вреду здоровью или экологической катастрофе.

 

     ПЭК – обязательный документ для предприятий, влияющих на окружающую среду. Его отсутствие или неправильное оформление приводит к крупным штрафам и даже приостановке деятельности. Чтобы избежать проблем, важно соблюдать требования законодательства и своевременно обновлять программу.

 

 

 

 

 

 

 

Разработка санитарно-защитной зона (СЗЗ)

     Что такое санитарно-защитная зона (СЗЗ)?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специальная территория вокруг промышленных предприятий, складов, аэропортов, автодорог и других объектов, которая отделяет их от жилой застройки, чтобы снизить негативное воздействие на здоровье людей.

 

     Размер СЗЗ зависит от:

класса опасности предприятия (I–V);

уровня шума, выбросов, вибрации;

результатов расчетов рассеивания загрязнений.

 

     Основные законы и акты, регулирующие СЗЗ:

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (с изменениями) – основной документ, устанавливающий требования к СЗЗ.

ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – общие требования к охране здоровья.

ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» – регулирует вопросы экологической безопасности.

Градостроительный кодекс РФ – учитывает СЗЗ при планировании застройки.

 

     Кто обязан разрабатывать СЗЗ?

СЗЗ требуется для объектов, оказывающих негативное воздействие на среду и здоровье людей:
 Промышленные предприятия, автодороги, аэропорты, железные дороги, сельскохозяйственные объекты (птицефабрики, свинокомплексы, мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы.

 

     Штрафы за отсутствие или нарушение СЗЗ

Отсутствие проекта СЗЗ – штраф по ст. 6.3 КоАП РФ:

для ИП – 500–1000 руб.;

для юрлиц – 10–20 тыс. руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Нарушение режима СЗЗ (например, строительство жилья в зоне) – штраф по ст. 8.1 КоАП РФ:

для граждан – 500–1000 руб.;

для юрлиц – 20–100 тыс. руб.

Превышение допустимых выбросов (ст. 8.21 КоАП РФ) – 40–250 тыс. руб.

Уголовная ответственность (ст. 246–248 УК РФ) – если нарушение привело к массовым заболеваниям или экологическому ущербу.

 

     Что нельзя размещать в СЗЗ?

Жилые дома, школы, больницы, спортивные и детские площадки, санатории, зоны отдыха.

 

     Как уменьшить СЗЗ?

Установить современные очистные сооружения.

Снизить выбросы/сбросы (переход на экологичные технологии).

Провести дополнительные замеры и пересмотреть расчеты.

 

     СЗЗ – обязательный элемент для предприятий, влияющих на экологию и здоровье людей. Нарушение требований влечет крупные штрафы и даже приостановку работы. Чтобы избежать проблем, важно правильно разработать и согласовать проект СЗЗ.

 

 

 

 

 

 

Оформление лицензии на обращение с опасными отходами

 

     Лицензия на обращение с отходами I–IV классов опасности – это обязательное разрешение для предприятий, которые:
✔ Собирают, транспортируют, обрабатывают, утилизируют или обезвреживают опасные отходы.
✔ Оказывают услуги по их размещению (на полигонах, в хранилищах).

Без лицензии деятельность с опасными отходами незаконна!

 

     Нормативная база

ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» (ст. 9, 12) – устанавливает лицензионные требования.

Постановление Правительства №1062 от 03.10.2015 – определяет порядок лицензирования.

ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» – общие правила лицензирования.

КоАП РФ (ст. 8.2, 14.1, 19.20) – штрафы за нарушения.

 

     Кто обязан получать лицензию?

Лицензия требуется, если работаете с отходами:

I класса (чрезвычайно опасные, например, ртутные лампы).

II класса (высокоопасные, аккумуляторы, кислоты).

III класса (умеренно опасные, нефтепродукты, отработанные масла).

IV класса (малоопасные, строительный мусор, некоторые виды пластика).

Для V класса (практически неопасные) лицензия не нужна.

 

     Как получить лицензию?

Подготовка документов:

Заявление в Росприроднадзор.

Документы на здания, оборудование, транспорт.

Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ).

Подтверждение квалификации сотрудников (профессиональная подготовка по обращению с отходами).

Проект НООЛР (нормативы образования отходов и лимитов размещения).

Подача заявки через Госуслуги или напрямую в Росприроднадзор.

Проверка (до 45 рабочих дней).

Выдача лицензии (срок действия – бессрочно).

 

     Штрафы за работу без лицензии

Деятельность без лицензии (ст. 14.1 КоАП РФ):

для ИП – 4 000–5 000 руб. + конфискация отходов;

для юрлиц – 40 000–50 000 руб. + приостановка деятельности до 90 суток.

Нарушение экологических требований (ст. 8.2 КоАП РФ):

для граждан – 1 000–2 000 руб.;

для юрлиц – 100 000–250 000 руб. или остановка работы на срок до 90 дней.

Уголовная ответственность (ст. 247 УК РФ) – если нарушения привели к загрязнению среды или вреду здоровью:

штраф до 300 000 руб.,

обязательные работы,

лишение свободы до 5 лет.

 

     Когда могут отказать в лицензии?

Нет необходимых помещений/оборудования.
Сотрудники не прошли обучение.
Неправильно оформлены документы (например, нет СЭЗ).

 

     Лицензия на опасные отходы – обязательное требование для законной деятельности. Работа без нее грозит крупными штрафами, конфискацией отходов и уголовной ответственностью. Чтобы избежать проблем, важно правильно подготовить документы и соблюдать все нормы.

 

 

 

 

 

Постановка на учет объектов НВОС

 

     Что такое объект НВОС?

Объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) – это предприятие, производство, склад или иной объект, деятельность которого связана с:
✔ выбросами в атмосферу (дымовые трубы, выхлопы транспорта);
✔ сбросами в водные объекты (канализационные стоки, промотходы);
✔ размещением отходов (полигоны, накопление мусора).

Все объекты НВОС делятся на 4 категории (I – высокая опасность, IV – минимальная).

 

     Нормативная база

ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» (ст. 4.2, 69.2) – регулирует постановку на учет.

Постановление Правительства №2398 от 31.12.2020 – определяет критерии категорий.

Приказ Минприроды №1046 от 25.12.2023 – порядок учета объектов НВОС.

КоАП РФ (ст. 8.46, 8.5, 8.41) – штрафы за нарушения.

 

     Кто обязан встать на учет?

Учет обязателен для всех объектов, оказывающих воздействие на экологию, включая:

Промышленные предприятия (заводы, ТЭЦ, нефтебазы).

Автостоянки, АЗС, автомойки.

Сельхозобъекты (птицефабрики, фермы).

Свалки, мусорные полигоны.

Строительные площадки (при наличии отходов/выбросов).

Исключение: объекты IV категории (минимальное воздействие) подают только уведомление.

 

     Порядок постановки на учет

Определить категорию НВОС (по критериям Постановления №2398).

Подать заявку в Росприроднадзор:

I–III категории – заявление через Личный кабинет природопользователя (ЛКН).

IV категория – уведомление в свободной форме.

Получить свидетельство о постановке на учет (для I–III категорий) или подтверждение уведомления (для IV).

 

     Сроки:

Новые объекты – в течении 6 месяцев сначало осуществления деятельности.

Действующие – должны были встать на учет до 01.01.2022.

 

      Штрафы за отсутствие учета

Непостановка на учет (ст. 8.46 КоАП РФ):

для ИП – 3 000–6 000 руб.;

для юрлиц – 30 000–100 000 руб.

Нарушение сроков подачи сведений (ст. 8.5 КоАП РФ):

для ИП – 500–1 000 руб.;

для юрлиц – 20 000–80 000 руб.

Отсутствие разрешительных документов (например, для I категории) – штрафы до 250 000 руб.

 

     Последствия уклонения от учета

Невозможность получить лицензии (на отходы, выбросы).
Блокировка экологических платежей (невозможно рассчитать НВОС).
Риск приостановки деятельности по решению Росприроднадзора.

 

     Постановка на учет объектов НВОС – обязательное требование для бизнеса. Нарушение правил ведет к штрафам и ограничениям в работе. Чтобы избежать проблем: определить категорию объекта, подать документы в Росприроднадзор,своевременно обновлять данные (при изменениях). Обращайтесь к нам, мы вам поможем!

 

 

 

 

 

Паспортизация опасных отходов

 

     Нормативная база

Федеральный закон №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

Приказ Росприроднадзора №832 “Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами”

Постановление Правительства РФ №339 “О порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных и требованиях к программному обеспечению”

 

     Что такое паспорт опасного отхода

Паспорт опасного отхода - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе и свойствах.

 

     Порядок паспортизации

Идентификация отходов: определение происхождения, анализ состава, оценка опасности, определение класса опасности.

 

     Лабораторные исследования:отбор проб, анализ образцов, составление протокола испытаний.

 

     Оформление паспорта: заполнение всех разделов, подписание ответственным лицом, регистрация в установленном порядке.

 

     Ответственность за нарушение

Административная ответственность:

За отсутствие паспортов:

Для должностных лиц: 10 000 - 20 000 рублей

Для ИП: 30 000 - 40 000 рублей

Для юридических лиц: 100 000 - 250 000 рублей

За нарушение требований к оформлению:

Для должностных лиц: 5 000 - 10 000 рублей

Для ИП: 20 000 - 30 000 рублей

Для юридических лиц: 50 000 - 100 000 рублей

Уголовная ответственность:

При грубых нарушениях

При причинении вреда здоровью

При загрязнении окружающей среды

 

     При обнаружении нарушений надзорные органы могут приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений и аннулировать ранее выданные паспорта отходов.

 

 

 

 

 

Экологическая отчетность

 

    Что такое экологическая отчетность?

Это обязательные документы, которые компании должны предоставлять в контролирующие органы (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) для подтверждения соблюдения природоохранного законодательства. Отчетность включает данные о выбросах, отходах, водопользовании и других видах воздействия на окружающую среду.

 

     Основные виды отчетности

 

   Отчетность по отходам

 - 2-ТП (отходы) – сдается ежегодно (до 1 февраля) всеми юрлицами и ИП, образующими отходы.

 - Декларация о плате за НВОС – подается до 10 марта (для объектов I–III категорий).

 - Отчетность по лицензированным отходам (для I–IV классов опасности) – в соответствии с лицензионными условиями.

 

   Отчетность по выбросам

 - 2-ТП (воздух) – сдается ежегодно до 22 января, предприятиями с выбросами загрязняющих веществ.

 - Инвентаризация источников выбросов (для объектов I–III категорий) – раз в 7 лет (или чаще при изменениях).

 

   Отчетность по водопользованию

 - 2-ТП (водхоз) – подается до 22 января, пользователями водных ресурсов.

 - Декларация о водопользовании – для объектов, сбрасывающих сточные воды.

 

  Прочие отчеты

 - Отчет о выполнении программы ПЭК (производственного экоконтроля) – для объектов I–III категорий (сроки зависят от категории).

 - Сведения о стационарных источниках (для объектов I категории) – в рамках КЭР (комплексного экологического разрешения).

 

    Законодательная база

ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» – общие требования к отчетности.

ФЗ №89 «Об отходах производства» – регулирует отчеты по отходам.

Приказы Росстата и Минприроды (например, №529 «О форме 2-ТП (отходы)»).

КоАП РФ – штрафы за нарушения.

 

    Штрафы за несвоевременную сдачу или искажение данных

Несдача 2-ТП (отходы, воздух, водхоз) (ст. 8.5 КоАП РФ):

для ИП – 3 000–6 000 руб.;

для юрлиц – 20 000–80 000 руб.

Нарушение сроков подачи декларации о плате за НВОС (ст. 8.41 КоАП РФ):

штраф 3–6% от суммы платежа (но не менее 5 000 руб.).

Предоставление недостоверных данных (ст. 8.5 КоАП РФ):

для ИП – 500–1 000 руб.;

для юрлиц – 5 000–20 000 руб.

Отсутствие программы ПЭК (ст. 8.1 КоАП РФ) – до 100 000 руб.

 

     Как избежать штрафов?

Соблюдайте сроки сдачи отчетности.
Проверяйте данные перед отправкой.
Ведите журналы учета отходов и выбросов.
Используйте специализированные программы (например, модуль природопользователя).

 

     Экологическая отчетность – обязательное требование для всех предприятий, влияющих на окружающую среду. Нарушение правил ведет к штрафам и повышенному вниманию контролирующих органов. Чтобы минимизировать риски:

Контролируйте сроки сдачи.

Обращайтесь к экологам за консультациями.

Автоматизируйте процесс сбора данных.

 

     Нужна помощь в подготовке отчетов? Обращайтесь к нам!

 

 

 

 

Отчетность по расширенной ответственности производителей (РОП)

 

     Что такое РОП?

Расширенная ответственность производителей (РОП) - это механизм, обязывающий компании утилизировать отходы от своей продукции или уплачивать экологический сбор. Система РОП охватывает:
✔ Производителей товаров
✔ Импортеров продукции
✔ Компании, реализующие товары под собственной маркой

 

     Нормативная база

ФЗ №89 "Об отходах производства" (ст. 24.2) - основной закон о РОП

Постановление Правительства №1417 - правила взимания экосбора

Приказ Росприроднадзора №488 - форма отчетности

КоАП РФ (ст. 8.5, 8.41) - штрафные санкции

 

     Кто обязан отчитываться?

Отчетность сдают:

Производители товаров из перечня (46 групп)

Импортеры подакцизных товаров

Компании, выпускающие упаковку

Предприятия с оборотом > 1 млн руб./год

Исключение: субъекты МСП с оборотом < 150 млн руб.

 

     Виды отчетности

Отчет о массе товаров (до 1 апреля)

Отчет о выполнении нормативов утилизации (до 1 апреля)

Расчет суммы экологического сбора (до 15 апреля)

Подтверждение утилизации (акты, лицензии)

 

     Способы выполнения обязательств

- Самостоятельная утилизация
- Заключение договора с оператором
- Уплата экологического сбора

 

     Штрафы за нарушения

Несдача отчетности (ст. 8.5 КоАП):

ИП: 3 000-6 000 руб.

Юрлица: 20 000-80 000 руб.

Неуплата экосбора (ст. 8.41.1 КоАП):

Штраф 3-5-кратной суммы сбора

Приостановка деятельности до 90 суток

Искажение данных:

До 80 000 руб. для организаций

 

     Как избежать штрафов?

Вовремя подавать отчеты

Корректно рассчитывать нормативы

Вести учет выпущенной продукции

Хранить документы 5 лет

 

     Система РОП становится все более строгой. Компаниям необходимо:

Анализировать свою продукцию на предмет включения в перечень

Своевременно сдавать отчетность

Выбирать оптимальный способ выполнения обязательств

Для минимизации рисков рекомендуем:
✔ Автоматизировать учет товаров
✔ Привлекать экологов-консультантов
✔ Использовать специализированное ПО

Нужна помощь с отчетностью РОП? Обращайтесь к нам!